Сновидения как объект психоаналитического исследования

Сновидения являются богатым источником информации о бессознательных процессах. Они представляют собой неосознаваемые желания, фантазии и конфликты, которые проявляются в виде символов и образов.

Психоанализ предлагает методы интерпретации сновидений такие как свободная ассоциация и блуждающее внимание. Эти методы позволяют раскрывать скрытые значения сновидений и проникать в глубину психического опыта клиента.

Сновидения имеют тесную связь с психическими расстройствами. Они могут быть отражением невротических симптомов или проблем пациента. Исследование сновидений позволяет выявить эти связи и помочь клиенту осознавать и пытаться разрешать свои конфликты и проблемы.

Сон является некоторой физиологической потребностью. Во время сна спящий максимально отдален от всех внешних раздражителей. Спящий словно возвращается в ситуацию внутриутробной жизни, вновь погружаясь в материнское лоно. При этом отсутствие возможности моторной разрядки и отключение от внешней реальности снижает цензуру.

Сверх-Я и репрезентанты влечений могут выходить из Оно. Ослабленное противостояние сновидца собственным инстинктивным желаниям напоминает ограниченные защитные возможности Я маленького ребенка.

Сон является путем галлюцинаторного удовлетворения желания. Сон захватывает определенным образом влечения, исходящие из Оно, и обрабатывает их так, чтобы возбуждение, представленное внезапным проявлением желания, не побуждало Я к прерыванию сна. Т.е.  сновидение проявляет себя в качестве охранителя сна.

Сновидения включают в себя как дневные остатки, так и бессознательные влечения. Представляется, что дневные остатки включаются лишь в той мере, в какой они ассоциируются с более глубокими, более архаическими желаниями.

Сновидение так же, как и симптом, является компромиссным образованием. Это понятно, ведь цензура Сверх-Я во время сна хоть и смягчена, но не упразднена. Сверх-Я продолжает навязывать свои требования Я.

Сновидения несут в себе как явное содержание, так и скрытое (латентное). Анализ старается открыть за этим явленным содержанием, исходные идеи, подвергнувшиеся работе сновидения. Интерпретировать сновидение — это значит запустить дискурс, выражающий желание. При этом, явное и скрытое содержание выступают двумя различными языками, выражающими одну и ту же идею.

Одна из функций сновидения - восстановление и усиление нарциссизма во время сна. Сновидение помогает восстановить поверхностное Я, находящееся в опасности разрушения, так как Я до некоторой степени повреждается (изрешечивается) различными воздействиями в часы бодрствования. Когда внешнего мира нет, все инвестиции, которые днем были направлены во внешний мир, во время сна перенаправлены в собственное «Я», что по сути или по психической экономике выглядит как состояние первичного нарциссизма и служит его восстановлению, поэтому нам нужно всем иногда спать.

Однако, когда желания бессознательного становятся слишком сильными, желание спать и вернуться в материнскую утробу прерывается, и спящий должен проснуться. В этом случае мы говорим о неудаче сновидения и задумываемся о качестве репрезентативного аппарата, имеющегося в распоряжении психики. В этом случае сновидению не удается сдержать эмоции, движения тела и его сенсорные переживания, в ответ на их травматическую реактуализацию; и сновидению не удается преобразовывать бессознательное возбуждение во влечение, представленное в сновидении образами.

Работа сновидения состоит в трансформации латентного содержания сновидения таким образом, чтобы сделать его приемлемым для Я, избегая его вытеснения. При этом память сновидения шире, чем во время бодрствования и в сновидении могу всплывать давно забытые воспоминания или воспоминания, подвергнутые детской амнезии. Также сновидение апеллирует более архаичным символическим языком, который сложен для понимания сновидящим.

Для «зашифровки» и смягчения латентного содержания сновидение использует защиты: сгущение, смещение, трансформация идей в визуальные образы, вторичная обработка.

Во время анализа сновидений пациенту нужно оставлять время для реакции на сон до вмешательства аналитика. В противном случае пациент может начать "поставлять" сны аналитику, а тот будет их поглощать, переваривать и возвращать пациенту свои нарциссические изобретения в форме интерпретаций.

Для анализа годятся только те сновидения, к которым есть ассоциации сновидца. Сырые сновидения не-невротических пациентов не комментируются аналитиком.

Следует быть внимательным, когда сновидение в кабинете превращается в способ воздействия на аналитика. Иногда пациенты приносят сразу много сновидений и буквально затапливают ими аналитика. А порой рассказывают сновидения с целью угодить/понравиться психоаналитику. В этом случае сны перестают играть свою роль, как дороги к бессознательному и возможности расширения и интеграции собственного Я.

Раньше сновидение рассматривалось как компромиссное образование, которое позволяет человеку осуществить свои запрещенные желания. Однако сейчас признается, что сновидческая активность представляет собой особую форму трансформирующего мышления. Благодаря этому трансформационному процессу, сновидение может помочь человеку в работе с травмами, индивидуальной историей и историей его рода. Они могут стать частью его психического мира, присвоиться субъектом и стать источником креативности.

Хорошо отдохнуть во время сна – это насладиться слиянием с матерью. Отцовская же функция фрустрирует, заставляя нас видеть сновидение. Она толкает нас к думанию, чувствованию, движению, осмыслению, переживанию и ставит перед нами множество вопросов.

 

Консультация психолога в Москве и Балашихе
^