"Только тот может считать себя свободным от зависти,
кто никогда не изучал себя".
Клод Адриан Гельвеций, философ
"Зависть - это дитя веры в мировую справедливость и убежденности в собственной неполноценности".
Теплое и уютное кафе. Столик возле самого окна. Чашка горячего ароматного кофе в руках и удивительный вечерний город за окном. Куда-то идут прохожие, громко кричит и кидается снежками детвора, две женщины, съежившись и неохотно поддерживая разговор, докуривают свои сигареты у кафе. И много-много разноцветных лампочек, напоминающих, что недавно пришел новый год.
Она грела свои руки об чашку и и втягивала носом густой тягучий аромат кофе, когда вошел он. Он мягко улыбнулся, прикоснулся к ней щекой (в знак приветствия) и сел напротив. Они не виделись несколько дней и им было о чем поговорить и чем поделиться.
Он сделал свой заказ. Они попросили зажечь на столе свечку… Остались только они, свечка на столе, большой круглый абажур лампы над ними. Уютный уголок в бескрайних просторах вселенной. Все вокруг потеряло свои очертания. Только пара глаз. «Я так рад её видеть», - подумал он.
Сначала они болтали о том да о сем. Комплименты, шутки, улыбки. Потом он вдруг спросил.
- Марина, а тебе знакомо чувство зависти?
- Конечно, Сергей, иногда я завидую. А почему ты спросил?
- Знаешь, Марина, я себя поймал на сильной зависти и переживаю об этом. Много чувств внутри поднимается. Хочется с кем-то разделить эти чувства…
- Если хочешь, ты можешь поделиться со мной, - предложила она.
- Ты знаешь.. в последнее время я много думаю о моей зависти. Это происходит по-разному. Иногда я увижу отдыхающего на море знакомого и завидую, иногда мне хочется жить в таком же уютном доме на Рублевке.. Но последнее время меня беспокоит сильнейшая зависть к моему знакомому и его умению писать увлекательные захватывающие и интересные тексты. Ты знаешь, я стал за собой замечать, что мне даже само появление его новых статей в тягость. Мне их больно видеть не говоря уже о том, чтобы читать. Я практически стал его ненавидеть и эта ненависть гложет меня изнутри. Я чувствую, что как будто в моменты моей зависти моя собственная жизнь теряет свою значимость и я весь в его жизни. Я становлюсь весь в зависти к его жизни…
Они молчали. Он смотрел на неё и переживал, будет ли понят. Она тоже задумалась и почувствтвовала, что что-то в этой истории отзывается и в её сердце.
- Ты тоже хочешь так писать? – спросила она.
- Да, - ответил он. Мне больно признаться, что пока я так не могу. И мне вдвойне больно, что моя зависть застилает мне глаза и не дает учиться у него и других искусству написания увлекательных текстов.
- Мне, кажется, что твоя зависть просто показывает тебе, чему ты хочешь научиться. Как ты думаешь? Но для тебя, похоже, в этом много сравнения. Тебе, наверное, очень сложно выдержать это сравнение. В эти моменты, возможно, ты теряешь свою ценность.
Он задумался. Действительно, очень часто он замечал, что когда завидует, то ему что-то не хватает. Когда он позавидовал отдыху знакомой на Сейшелах, он понял, что сам устал и хочет расслабиться. Это был прекрасный момент, для того чтобы реализовать свою потребность, и он занялся организацией своего отдыха. «Осознать через зависть свою потребность, встретиться с ней и попробовать её реализовать в своей жизни. Это интересно», - подумал он. Но с его стремлением и завистью писать было сложнее. Он чувствовал, что кто-то внутри оценивает его успехи и, к сожалению, в его случае, эта оценка мешала ему быть собой. Оценка затягивала его в нескончаемые витки зависти, граничащей с сильной ненавистью или злостью. Ему хотелось либо выиграть, либо уничтожить предмет зависти. В эти моменты он забывал про себя и свою жизнь.
- Ты знаешь, Марина, похоже ты права. Моя ценность пока в сравнении. Она не течет изнутри и ей нужны внешние опоры. Иногда я сравниваю себя, чтобы убедиться, что я достоин быть уважаемым и важным… Что за чушь!!! – в сердцах воскликнул он. Еще, в последнее время я стал завидовать молодости. Мне больно признавать, что мне уже 50 лет, а у них вся дорога впереди…
- Наверное, тебе горько о том, что ты многого не успел сделать до своего пятидесятилетия?
- Марина, мне горько от того, что жизнь просачивается сквозь пальцы. Мне больно, что завидуя, я опять выбираю не себя. И мне больно, что что-то я безвозвратно упустил и продолжаю упускать.
- Это так, по-человечески упускать… - ответила она. Еще знаешь.. вдруг подумала… Я тоже себя раньше много сравнивала и, наверное, от сравнения совсем не уйдешь. Но частично мне помогло понимание, что единственный человек, с которым мне стоит себя сравнивать, это я сама в прошлом. Я подумала, что я уникальна. Я частичка вселенной. Второй такой больше нет. И нет такого же пути. Ценность моей жизни во мне самой. У меня свои интересы, свои устремления и мечты, мой путь. Всегда будут существовать люди, которые успешнее меня, красивее меня, богаче меня и знаменитее меня. Это не значит, что я плохая. Это значит, что мои достоинства и особенности немного в другом. Мне кажется, что важно найти свое…
Они молчали. Каждый думал о своем.
- Ты знаешь, я сейчас еще заметил, что когда я завидую, то всегда злюсь, - сказал он. Интересное наблюдение.. Но если я говорю открыто, (к примеру: -«Я завидую твоему отпуску») то я как будто бы признаю свою злость и потребность. Я говорю о своих чувствах. А признавая, что только в моей власти организовать мой отдых, я могу направить эту энергию в удовлетворение моих желаний. Запланировать отпуск. Зависть и злость дают мне маркеры о том, что я хочу. Круто!
- Ага, круто!
- Я сейчас понимаю, что признавая зависть к шикарным текстам моего друга, я ощутил готовность и способность у него учиться. Теперь я могу без содрогания сердца посмотреть и может быть что-то даже ассимилировать из его приемов и техник. Я могу обогатить свой мир. Раньше, в сильной зависти и ненависти, для меня эта дверь была закрыта… А еще где-то в глубине души появляется чувство благодарности к миру и себе за новые возможности. Мир расширяется:-)
- Вы что-то хотите еще заказать, - вмешался в их разговор официант. Мы скоро уже закрываемся и снимаем кассу.
-Нет, спасибо, - ответили они, собрались и отправились в прохладу вечернего города Видное.
Послесловие: Энергия зависти очень важная. Так или иначе, зависть говорит нам о наших подавленных желаниях, вытесненных потребностях, о мечтах, которые кажутся несбыточными.
Подчас, чтобы не переживать сильное разочарование из-за фрустрации своей потребности, мы выбираем не желать, не хотеть, не мечтать, не признаваться даже самим себе, что мы этого хотим. Вместо этого мы используем рациональные защиты, придумываем для самих себя объяснения, почему это неприемлемо или невозможно. И страдаем, мучаемся, терзаемся завистью.
Зависть, с моей точки зрения, очень крепко связана с умением злиться. В этом смысле я приветствую прямую зависть: выраженную в прямых «Я» сообщениях, с пояснениями и, желательно, хотя бы минимально осознанную. Когда мы на прямую выражаем свою зависть, мы открываем возможность контакта с ней и доступ к осознаванию своих потребностей.
Я думаю это важно понимать, что зависть может быть направлена по деструктивному руслу (желание разрушения объекта и/или саморазрушение, агрессия), может быть вытеснена в бессознательное, и тогда человек лишается возможности использовать эту энергию (есть вероятность последующего выхода этой энергии через симптом), и, наконец, она может быть трансформирована в продуктивный, творческий акт.