Эту экранизацию романа скорее следует назвать притчей. Главные герои, Обломов и Штольц – это по сути две стороны одного и того же русского человека.
Два начала: рациональное и иррациональное.
Противопоставление разума и чувств.
Самая знаменательная сцена – прощание молодого Штольца с отцом и слугами. Несмотря на внешнюю сдержанность, чувства все-таки прорываются в последний момент из сына. В конечном счете Штольц отсекает все сентиментальное и выбирает путь холодного расчета.
В Обломове же мы видим слабохарактерного и изнеженного человека, для которого определяющим событием в жизни становится потеря матери.
И Штольц, и Обломов оба переживают этот крах по-разному. Первый в итоге отсекает практически полностью от себя всю сентиментальность, всю рефлексию, все внутренние поиски. Второй – застревает в воспоминаниях идеального мира детства в ущерб настоящему. Беспомощность перед хаосом мира затапливает его, что опускаются руки и остается лишь ждать, чтобы все прошло.
Единственное средство, способное возродить Обломова к жизни – это искренняя не замутненная любовь, простирающаяся из детства.
Любовь, которую олицетворяет Ольга, буквально оживляющая Обломова.
Обломов так и не дерзнул полюбить Ольгу. Слишком великим оказался страх ее потерять. Как известно, страх потери любви – это один из самых сильных страхов тех людей, которые так и не смогли проделать работу горя. Им легче и не жениться вовсе, чем женившись, вдруг потерять объект любви.
Любая потеря для них тождественна потере тепла, защиты и внимания родителей.
Фильм точно не оставляет равнодушным – как минимум, изумительная игра актеров, неподражаемая режиссура.
Рекомендую к просмотру! Поднимает много размышлений и стимулирует интерес к своей жизни.